Нынче мода такая - чуть что, сразу опрос общественного мнения, выяснение так называемого рейтинга, а дальше — судите сами: кого уважать, кому больше верить или что покупать, а от чего лучше воздержаться. Чтобы не отставать от времени, хочу предложить вам, а не попробовать ли, скажем, в течение недели добровольно и честно фиксировать время, потраченное на собственного ребенка и проведенное у телевизора? Пусть полученный результат не будет исчерпывающе полным и совершенно объективным и все же... попробуйте...
* * *
Молодые мамы и особенно папы часто возмущаются - как так, и ругнуть собственного сына нельзя? Отчего же нельзя, можно ругать, выбирая, понятно, слова и выражения. А вот хвалить малыша нужно, выискивая для этого малейший повод. Поощрение в конечном счете куда более действенно, чем хула.
* * *
Пока вы не научитесь выслушивать ребенка, не перебивая, не осуждая его за "бестолковость" или "косноязычие", за "пустяковость" информации, не считайте себя уж слишком искушенным родителям. Всякое общение требует терпения и снисходительности. А с детьми - особенно!
* * *
В доме не должно быть слишком много игрушек. Изобилие – первый источник пресыщения. И не самая дорогая игрушка бывает самой ценной с точки зрения малыша, если только его не успели испортить взрослые.
* * *
Не надо спрашивать у маленького, кого он больше любит - маму или папу? Вы же наверняка не хотите, чтобы из вашего любимого чада вырос лицемер, вот и не провоцируйте человечка!
* * *
Почему дети так легко переходят на крик, почему они объясняются между собой откровенно императивным тоном? Увы, слишком часто, сами того не замечая, взрослые подают дурной пример, а агрессивность заразительна.
* * *
Мама с папой выясняют отношения в присутствии любимой крохи. Они совершенно уверенны; ребенок еще не понимает смысла их разногласий! Заблуждение, и опасное... Пусть малыш не понимает значение слов, он еще вроде иностранец в нашем взрослом мире, но он чувствует тональность вашего общения.
* * *
Многое хотеть - не самый страшный грех большинства ребятишек, а вот мало уметь - действительна беда очень и очень многих детей. И не мы ли взрослые, в ответе за это: опекаем, оберегаем, так и норовим соломинку подстелить.
* * *
Родители постоянно жалуются: "Говорю, говорю, говорю - и все без толку... "Закономерно! Избыток пусть самых правильных слов проходит мимо сознания адресата. Слушать и слышать - понятия разные! «Меньше слов, а больше дела». Строго? Согласно - не ново. Но попробуйте убедить ребенка собственным примером, стать с ним в одну упряжку, не забудьте поощрить при этом: "Молодец, помощник мой" И тогда вы лишний раз убедитесь — не все старое безнадежно устарело.
* * *
"Хочу" и "надо" вечно спорят. Если постоянно побеждает "хочу", ребенок вырастает законченным эгоистом, если верх всегда берет "надо", ваш наследник становится законопослушным педантом. Как говорят в Одессе, оба хуже! Что же нам делать? Разумно дозируя его "хочу" и ваше "надо", держать весы в справедливой руке. И не лезьте, что называется на "принцип", помятуя: принципиальность по мелочам привилегия мещан.
* * *
Старайтесь рассказывать детям о своей работе, о том, чем вы занимаетесь, уходя из дома. Если есть хоть малейшая возможность, покажите пятишестилетнему наследнику себя на рабочем месте. Цех, лаборатория, закулисье - особый мир, и возможность заглянуть в него - подарок судьбы для любознательного человека.
* * *
Криком делу не поможешь, хотя мало кому удается никогда не превышать голос. В чем же все-таки тут дело? Криком мы пытаемся пугать: крик не убеждает. Есть в этом "способе воздействие что-то от животного лая, рычанья, квохтанья. И «какие бы Вы ни испытывали чувства, не надо что-то Вам предпринимать, когда Вы в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте, один раз отрежьте – тогда лишь ждет желаемый эффект».
Рекомендации для родителей
Делайте! |
Не делайте! |
Радуйтесь вашим сыну и дочке |
Не перебивайте ребенка |
Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном |
Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов |
Слушайте ребенка внимательно, не перебивая |
Не заставляйте ребенка делать что нибудь, если он устал, расстроен |
Установите четкие и определенные требования к ребенку |
Не говорите: “Нет, она не красная”, лучше скажите: “Она синяя” |
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними |
Не устанавливайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание |
Будьте терпеливы |
Не оскорбляйте ребенка |
Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное |
Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил |
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы |
Не ожидайте от ребенка понимания всех ваших чувств |
Чаще хвалите ребенка |
Не ожидайте от ребенка понимания абстрактных рассуждений и объяснений |
Поощряйте игры с другими детьми |
Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми (братом или сестрой, соседями и пр.) |
Используйте развивающие игры и игрушки |
Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: “Не так, переделай” |
Старайтесь проявить интерес к тому, что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и др.) |
Не требуйте слишком многого - пройдет немало времени, прежде чем ребенок научится самостоятельности |
Интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в школе |
Не критикуйте ребенка |
Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые положительные впечатления, о которых он мог бы рассказать |
Не запрещайте общаться с другими
|