Виртуальный музей

Виртуальный музей БРПО

История пионерского движения

 

В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя.

Изначально пионерские отряды создавались в качестве организаций при городских Домах воспитания, своего рода прообразах будущих Домов пионеров. Принимали индивидуально, но иногда, в пионерские отряды реорганизовывались уже существовавшие отряды скаутов (см., например, "Красный скаут" города Ливны).

В 1925—1926 годах пионерские организации стали повсеместно формироваться на базе школ. К началу 1925 года в СССР по официальным данным насчитывалось до полутора миллионов пионеров.

Пионерская организация в СССР была массовой. В пионеры, как правило, принимались дети начиная с 9-летнего возраста (обычно в 3-4 классах советской средней школы) и состояли в ней до 13-14 летнего возраста, когда начинался приём в комсомол. В первую очередь пионерами становились отличники и активисты, затем остальные дети. Формально приём осуществлялся на добровольной основе, однако в 1950-1980-х фактически все школьники по достижению соответствующего возраста принимались в пионеры. Не брали в пионеры редко, обычно только отпетых хулиганов. Случались отказы по религиозным соображениям.

В 1980-х годах было введена своеобразная промежуточная ступень между пионерами и комсомольцами - звание "старший пионер", которое присваивалось наиболее активным пионерам по достижении ими 12-13-летнего возраста. Однако это была уже чистая формальность и широкого распространения в СССР она не получила.

С пионерами в СССР были связаны пионерские лагеря — места массового летнего отдыха детей, дома и дворцы пионеров — дома творчества детей. Работала своя газета — «Пионерская правда».

Самые знаменитые из пионерских лагерей обычно располагались на морском побережье — это всесоюзные: «Артек» (Крым) и «Океан» (Дальневосточное побережье Тихого океана), всероссийский лагерь «Орлёнок» (Кавказское побережье), другие республиканские: «Молодая гвардия» (Одесская область, УССР) и «Зубрёнок» (Минская область, БССР).

У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница». Однако многие такие мероприятия были по сути очень формальными.

У пионеров была своя форма (напоминающая скаутскую). Она состояла из обязательного ношения красного пионерского галстука и пионерского значка. Была и общая форма одежды. Она состояла из белой (иногда голубой) пионерской рубашки с погончиками и нашивкой на рукаве и синих брюк для мальчиков и синей юбки для девочек, летом (особенно в летних пионерских лагерях) у мальчиков брюки заменялись на пионерские шорты обычно синего цвета. В дополнение был специальный пионерский ремень обычно светло-коричневого цвета. В парадных случаях надевались белые носки или гольфы. В некоторых крупных пионерских лагерях ношение пионерской формы было обязательным, а также у разных отрядов вводились свои модификации пионерской формы. В школах пионеры обычно ограничивались ношением галстука и пионерского значка со школьной формой.

  Октября́та — в Советском Союзе учащиеся 7—9 лет, объединяемые в группы при пионерской дружине школы. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились к вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.

Термин октябрята возник в 1923—24 гг., когда в Москве стали возникать первые группы октябрят, в которые принимались дети — ровесники Великой Октябрьской социалистической революции.

Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок — пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей — символ пятиконечной звезды. Как правило, в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из должностей — командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник.

ЦК ВЛКСМ утвердил набор «правил» для октябрят:

  • Октябрята — будущие пионеры.
  • Октябрята — прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
  • Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
  • Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые.
  • Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Деятельность октябрят проходила преимущественно в игровой форме и организовывалась учителями и вожатыми. Ежегодно 16—22 апреля проводилась всесоюзная неделя октябрят. В школе для октябрят могли организоваться «ленинские чтения», когда 22-го числа каждого месяца назначенный старшеклассник приходил в класс и читал рассказы о В. И. Ленине (его день рождения 22-го апреля 1870 г.). Для октябрят издавались всесоюзные («Весёлые картинки» и «Мурзилка») и республиканские журналы. Например, в Молдавской ССР издавался журнал «Стелуца» («Звёздочка») на молдавском и русском языках. Материалы, предназначенные для октябрят, публиковали и пионерские газеты. Ежегодно для октябрят издательством «Малыш» выпускался настольный календарь «Звёздочка». Методические материалы о работе с октябрятами регулярно печатались в журналах «Вожатый», «Начальная школа», «Воспитание школьников» и других изданиях.

Объединения младших школьников при пионерских и других детских организациях, подобные октябрятам, действуют во многих странах.

 

 История ВЛКСМ

Отряд комсомольцев-добровольцев Николаевской комсомольской организации (Украина) перед отправкой на фронт

Февральская революция 1917 года способствовала увеличению общественно-политической активности молодёжи. Начали появляться молодёжные организации рабочих «Труд и свет» и другие, члены которых ориентировались на социалистические партии. В 1917 году в Петрограде организационно оформился ориентирующийся на большевиков Социалистический союз рабочей молодёжи (ССРМ). Появление в различных городах молодёжных большевистских организаций вызвало необходимость создания общероссийской структуры — Российского коммунистического союза молодёжи (РКСМ). 29 октября — 4 ноября 1918 года прошёл I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, на котором было провозглашено создание РКСМ.

Первые нагрудные значки комсомола появились в 1922 году, в центре значка располагалась надпись КИМ (Коммунистический интернационал Молодёжи), надпись ВЛКСМ появилась на значках только в 1945 году, а свой окончательный вид, значки ВЛКСМ (с профилем В. И. Ленина)приобрели только в 1958 году.

По мнению Бориса Бажанова, личного секретаря Сталина в 1930-х годах, основателем комсомола был Лазарь Шацкин:

Это он придумал комсомол и был его создателем и организатором. Сначала он был первым секретарем ЦК комсомола, но потом, копируя Ленина, который официально не возглавлял партию, Шацкин, скрываясь за кулисами руководства комсомола, ряд лет им бессменно руководил со своим лейтенантом Тархановым.

Очень скоро Комсомол остался единственной в РСФСР, а затем и в СССР политической молодёжной организацией. Через структуру этой организации осуществлялось идеологическое воспитание молодежи, и реализовывались политические и социальные проекты. ВЛКСМ позиционировался как «помощник и резерв» КПСС. Под руководством Комсомола в 1922 году была создана детская политическая организация: Всероссийская, а позже — Всесоюзная пионерская организация.

За подвиги, совершённые в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, а также успехи в социалистическом строительстве ВЛКСМ в 1928—1968 годах был награждён 6 орденами.

1928 — Орден Красного Знамени — за боевые заслуги в годы Граж­данской войны и иностранной интервенции.

1931 — Орден Трудового Красного Знамени — за проявленную инициативу в деле ударничества и социалистического соревнования, обеспечивших успеш­ное выполнение первого пяти­летнего плана развития народ­ного хозяйства страны.

1945 — Орден Ленина — за выдающиеся заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны Советского Союза против гитлеровской Германии, за большую работу по воспитанию советской молодёжи в ду­хе беззаветной преданности со­циалистическому Отечеству.

1948 — Орден Ленина— за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле коммунистического воспитания советской молодёжи и активное участие в социалистическом строительстве, в свя­зи с 30-летием со дня рождения ВЛКСМ.

1956 — Орден Ленина — за большие заслуги комсомольцев и советской молодёжи в социалисти­ческом строительстве, освоении целинных и залежных зе­мель.

1968 — Орден Октябрьской Революции — за выдающиеся заслуги и большой вклад комсомольцев, советской молодежи в становление и укрепление Со­ветской власти, мужество и ге­роизм, проявленные в боях с врагами нашей Родины, активное участие в социалистическом и коммунистическом стро­ительстве, за плодотворную ра­боту по воспитанию подраста­ющего поколения в духе пре­данности заветам В. И. Ленина и в связи с 50-летием ВЛКСМ.

Общественное объединение
«Белорусская республиканская
пионерская организация»

 

        БРПО занимает определённую нишу в детском движении и прочно удерживает лидерские позиции крупнейшего детского объединения в республике. Организация имеет свою систему ценностей, программы деятельности и организационную структуру.

Сегодняшние члены Белорусской республиканской пионерской организации отличаются от пионеров прошлых лет следующим:

       во-первых, произошел отказ от авторитаризма как принципа взаимоотношений детей и взрослых в организации;

       во-вторых, стали неприемлемы нивелировка личности, массовость, обязательность участия детей во всех мероприятиях.

Наряду с этим БРПО сохраняет и развивает следующие принципы:

       социально значимой деятельности;

       добровольности при вступлении, выборе видов деятельности;

       добровольности выхода из организации;

       коллективизма как принципа сотрудничества и взаимодействия детей, подростков, взрослых в организации.

Основные понятия, которые заложены в этих принципах – дело, добро, Родина, справедливость – отражены в призыве БРПО: «Пионер, к делам на благо Родины, к добру и справедливости, будь готов!».

Цель Белорусской республиканской пионерской организации – содействовать социализации личности ребенка или, как записано в Уставе, «помочь каждому пионеру стать Гражданином, своими делами и поступками приносить пользу себе, семье, Родине». Итогом реализации данной цели является сформированность у членов организации готовности к выполнению разнообразных социальных функций в обществе.

Такое понимание цели позволяет по-новому обозначить задачи организации:

       Формирование мотивов социальной (общественно-значимой) деятельности;

       Формирование социальных умений;

       Создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия ее творческого потенциала,

       Стимулирование самопознания и самовоспитания членов организации.

Осуществление этих задач позволит наполнить интересы детей и подростков социально-значимым содержанием, будет способствовать воспитанию гражданских и нравственно-патриотических качеств, формированию готовности к жизни и труду в новых социально-экономических условиях.

В организацию идут лишь те, кто сделал осознанный выбор. Многие родители нынешних пионеров не забыли своё пионерское детство. Они с теплом и благодарностью вспоминают те годы. А разве плохо, если их собственные дети пройдут по тем же дорогам Добра и Справедливости, испытают те же светлые чувства?

Пионерская организация создает условия для саморазвития ребят. Оно осуществляется на основе программ, предполагающих выполнение определённых заданий, участие в походах и акциях.

Организация позволяет ребёнку: развить способности через систему ценностей объединения и возможность использования различных социальных ролей (лидер, организатор, исполнитель, участник, наблюдатель), находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, делать адекватный выбор.

Основой деятельности Белорусской республиканской пионерской организации является саморазвитие каждого её члена. Оно осуществляется на основе программ ЦС БРПО, предполагающих выполнение определённых заданий, участие в походах и акциях. Взрослые члены БРПО – лидеры, вожатые. Вожатые несут ответственность за выполнение целей и задач, являются коллективными носителями норм жизни и традиций детской организации.

Чтобы цели организации были привлекательными и понятными для любого члена организации, в работе с детьми используются следующие формулы деятельности:

        Ты хочешь, чтобы тебя знали, уважали, любили?!

Мы поможем тебе стать таким, каким ты хочешь.

        Беларуси и народу нужны здоровые, мыслящие, самостоятельные и заботливые наследники. Мы все – и большие, и маленькие – дети Беларуси. Мы должны быть готовы принять в наследство эту землю.

        Мы – команда. Мы помогаем Родине и стремимся жить по законам Добра и Справедливости.