ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРЕДМЕТ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ, НАРКОТИЧЕСКИХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ
Сложившаяся в Республике Беларусь ситуация, связанная с распространенностью употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов (далее – ПАВ) подростками и молодежью, объясняет актуальность проблемы осознания обществом в целом и педагогической общественностью в частности необходимости своевременного выявления обучающихся, имеющих риск формирования зависимого поведения, с целью оказания им своевременной и необходимой помощи и поддержки.
Согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, одной из приоритетных задач, стоящих перед системой образования, является формирование психологической устойчивости к зависимым формам поведения и антинаркотического барьера как отрицательного отношения к употреблению ПАВ.
Специалисты правоохранительных органов и здравоохранения критерием склонности индивида к формированию химической зависимости считают личный опыт потребления ПАВ. Перед системой образования поставлена задача – выявить склонность к формированию химической зависимости у обучающихся до момента первой пробы ПАВ.
С этой целью рекомендуется проведение психосоциального анкетирования обучающихся на предмет употребления ПАВ, начиная с 11-летнего возраста.
Аддиктивное поведение (addiction – пристрастие, пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.
Химическая зависимость – синдром, сочетающий физиологические, поведенческие и когнитивные явления, при котором употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей индивида. Основной характеристикой синдрома химической зависимости является потребность (часто сильная, иногда непреодолимая) принять психоактивное вещество для достижения состояния психического комфорта. Синдром выражается в постоянных мыслях о психоактивном веществе, подавленности, подъеме настроения в предвкушении его приема.
Психоактивные вещества – различные по химической структуре и предназначению средства промышленной и бытовой химии, медицинские препараты, пищевые продукты и многие другие вещества, при попадании в организм способные влиять на психические функции головного мозга человека, т.е. изменять настроение, поведение, память, восприятие реальной действительности.
Склонность – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.
Первичная профилактика – это действия, направленные на недопущение первых проб, предупреждение распространения потребления ПАВ. Включает раннее выявление лиц имеющих риск формирования зависимого поведения, мотивационное консультирование детей и подростков, направленное на изменение дезадаптивных форм поведения, семейное консультирование.
Вторичная профилактика – действия, направленные на предупреждение формирования заболевания у лиц, имеющих эпизоды злоупотребления ПАВ. Включает формирование у несовершеннолетних мотивации к обращению за наркологической медицинской помощью.
Известно, что на формирование зависимого поведения индивида влияет комплекс факторов – биологических, психологических, социальных. Так как биологический риск может быть выявлен специалистами здравоохранения, для системы образования важным становится выявление психологического и социального (семейного, ближайшего окружения, образовательного) факторов риска. Приведем их обзор:
- психологический фактор риска:
- поведенческий (недостаток самоконтроля; проблемы (трудности) в межличностном общении; чрезмерная критичность и агрессивность в отношении окружающих; неспособность к принятию решений; склонность к рискованному поведению; привычка уклоняться от жизненных трудностей; деструктивные стратегии копинг-поведения; личный опыт проб ПАВ);
- мотивационно-потребностный (любопытство; высокая потребность в поиске ощущений; разрыв между высоким уровнем притязаний и возможностью их реализации);
- эмоциональный (низкая фрустрационная толерантность; тревожно-мнительные черты характера; частое и длительное пребывание в депрессивных состояниях; гедонистическая установка по отношению к ожидаемым эмоциональным переживаниям; стремление избегать нежелательных эмоциональных состояний и скуки; импульсивность, нарушения привязанности; алекситимия);
- характерологический (неустойчивый, эпилептоидный и гипертимный типы акцентуаций характера);
- когнитивный (проблема интересов; низкий интеллектуальный уровень; высокий интеллектуальный уровень);
- Я-концепция (неадекватная самооценка; низкое самоуважение; комплекс неполноценности);
- семейный:
- в области реализации семейных функций (отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; насилие в семье; снижение функции социального контроля; неуважительные, взаимоотвергающие отношения в семье; невовлеченность членов семьи в жизнь друг друга, отсутствие общих интересов, увлечений);
- в области супружеских взаимоотношений (затяжные, стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты);
- в области родительско-детских отношений (гипер- и гипопротекция; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания; конфликтность отношений, отсутствие доверия и сотрудничества, директивность и вспыльчивость; низкий авторитет родителей в глазах подростка; чрезмерная концентрация родителей на ребенке либо дистанцирование от него; недостаточная или патологическая привязанность, неадекватный контроль за ребенком);
- ближайшего окружения (наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками; принадлежность к «отвергнутым», пребывание в группе, где употребляют ПАВ);
- образовательный (хроническая академическая неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частая смена учреждений образования; общественная пассивность; частые прогулы, пропуски занятий) [2].
Психосоциальное анкетирование является важной составляющей профилактики зависимого поведения среди обучающихся. Основная цель психосоциального анкетирования – выявлять среди обучающихся лиц, предрасположенных к формированию химической зависимости, и на основе полученных данных организовывать соответствующую профилактическую работу, эффективную психолого-педагогическую поддержку и сопровождение обучающегося.
Основными задачами организации психосоциального анкетирования на предмет употребления ПАВ являются:
- получение объективных данных распространенности потребления ПАВ среди обучающихся;
- определение «группы риска» из числа обучающихся для проведения вторичной профилактики;
- повышение мотивации обучающихся «группы риска» на необходимость прохождения медицинского осмотра.
Процедура психосоциального анкетирования
Психосоциальное анкетирование проводится не реже одного раза в год. Рекомендуемый период проведения – начало учебного года (до 1 ноября).
Психосоциальное анкетирование проводится на основе использования верифицированных тестов-анкет, позволяющих выявить у обучающегося склонность к формированию химической зависимости.
Объектом диагностики являются три возрастные группы обучающихся:
старшая группа –16-18 лет;
средняя группа – 14-15 лет;
младшая группа – 11-13 лет.
Анкетирование не может осуществляться анонимно, а должно содержать сведения об обучающемся и его возрасте.
Анкета заполняется респондентом самостоятельно в письменной форме.
Руководителем учреждения образования и службой СППС обеспечивается конфиденциальность полученных результатов психосоциального анкетирования.
Результаты анкетирования индивидуально доводятся до сведения родителей (законного представителя) и обучающихся (статья 34 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
При получении положительного результата обучающегося вместе с родителями в обязательном порядке направляют в профильную организацию здравоохранения для проведения медицинского осмотра.
АНКЕТА
для раннего выявления родителями зависимости у подростков
№ |
Вопрос |
Балл |
I |
Обнаруживали ли вы у своего сына (дочери): |
|
1 |
Снижение успеваемости в течение последнего года? |
50 |
2 |
Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе? |
50 |
3 |
Потерю интереса к спортивным и другим внеучебным мероприятиям? |
50 |
4 |
Частую, непредсказуемую смену настроения? |
50 |
5 |
Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить? |
50 |
6 |
Частые простудные заболевания? |
50 |
7 |
Потерю аппетита, похудание? |
50 |
8 |
Частое выпрашивание денег? |
50 |
9 |
Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям? |
50 |
10 |
Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни? |
50 |
11 |
Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание музыкальных записей? |
50 |
12 |
Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения? |
50 |
13 |
Гнев, агрессивность, вспыльчивость? |
50 |
14 |
Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма? |
100 |
15 |
Резкое снижение успеваемости? |
100 |
16 |
Татуировки, следы от ожогов сигаретой, порезы на предплечьях? |
100 |
17 |
Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией? |
100 |
18 |
Нарушения памяти, неспособность мыслить логически? |
100 |
19 |
Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п.? |
100 |
20 |
Нарастающую лживость? |
100 |
21 |
Чрезмерно расширенные или суженные зрачки? |
200 |
22 |
Значительные суммы денег без известного источника дохода? |
300 |
23 |
Частый запах спиртного? |
300 |
24 |
Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей? |
300 |
25 |
Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п.? |
300 |
26 |
Состояние опьянения без запаха спиртного? |
300 |
27 |
Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов? |
300 |
II |
Слышали ли вы от своего сына (дочери): |
|
1 |
Высказывание о бессмысленности жизни? |
50 |
2 |
Разговоры о наркотиках? |
100 |
3 |
Отстаивание своего права на употребление наркотиков? |
200 |
III |
Сталкивались ли вы со следующим: |
|
1 |
Пропажей лекарств из аптечки? |
100 |
2 |
Исчезновением денег, ценностей, книг, одежды и т.д.? |
100 |
IV |
Случалось ли с вашим сыном (дочерью): |
|
1 |
Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.д.? |
100 |
2 |
Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения? |
100 |
3 |
Совершение кражи? |
100 |
4 |
Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков? |
300 |
5 |
Совершение других противоправных действий, происходящих в состоянии опьянения (в том числе алкогольного)? |
100 |
Если вы обнаружили более 10 признаков и их сумма превышает 2000 баллов, можно с высокой вероятностью предположить наличие у вашего сына (дочери) химической зависимости.