Раздел 5. Порядок организации образовательного процесса в Учреждении

5.1. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с требованиями учебных планов и программ. В Учреждении реализуются следующие образовательные программы:

  • образовательная программа начального образования;
  • образовательная программа базового образования;
  • образовательная программа среднего образования.

Учреждение также может реализовывать образовательные программы специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

5.2. Учебный план ежегодно разрабатывается Учреждением на основании типового учебного плана, утвержденного Министерством образования Республики Беларусь, утверждается директором Учреждения и согласовывается с Органом управления.

5.3. Общее среднее образование в Учреждении включает в себя три ступени:

  • I ступень – начальное образование (I–IV классы);
  • II ступень – базовое образование (V–IX классы);
  • III ступень – среднее образование (X–XI классы).

5.4. Сроки получения на ступенях общего среднего образования составляют:

  • начального образования – четыре года;
  • общего базового образования – девять лет;
  • общего среднего образования – одиннадцать лет.

Сроки обучения и воспитания в Учреждении на ступенях общего среднего образования составляют на:

  • I ступени при реализации образовательной программы начального образования четыре года;
  • II ступени при реализации образовательной программы базового образования пять лет;
  • III ступени при реализации образовательной программы среднего образования два года.

5.5. На I ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа начального образования, освоение содержания которой является обязательным.

Начальное образование дает право на продолжение образования на II ступени общего среднего образования.

5.6. На II ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа базового образования, освоение содержания которой является обязательным.

Общее базовое образование дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.

5.7. На III ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа среднего образования, освоение содержание которой обязательно.

Общее среднее образование дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

5.8. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года, включая каникулы, устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Учебные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая включительно.

5.9. Для учащихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года.

Начало и завершение четвертей, каникул ежегодно до начала учебного года определяются Министерством образования.

5.10. Образовательные программы общего среднего образования (образовательная программа начального образования, образовательная программа базового образования, образовательная программа среднего образования) в Учреждении реализуются в дневной форме получения образования.

5.11. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования, образовательные мероприятия, а также воспитательная работа с учащимися во внеучебное время организуются в режиме шестидневной недели, которая включает в себя пятидневную учебную неделю и шестой школьный день. Учебные занятия, а также факультативные занятия при реализации образовательной программы начального образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели. Учебные занятия при реализации образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели. В режиме шестидневной недели могут проводиться факультативные занятия в V–XI классах и реализовываться образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X–XI классов. В шестой школьный день проводятся мероприятия по реализации основных направлений воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии.

Воспитательная работа во внеучебное время с учащимися осуществляется педагогическими работниками, в том числе выполняющими функции классного руководителя.

5.12. Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах, группах (при делении класса на группы или объединении учащихся параллельных классов в группы) или индивидуально. Порядок деления классов на группы, объединения учащихся нескольких классов (параллельных классов) в группы, организации образовательного процесса индивидуально определяется Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

5.13. В Учреждении могут создаваться классы, в которых осуществляется изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне, классы (группы), в которых осуществляется изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения, классы совместного обучения и воспитания, иные классы, а при организации интегрированного обучения и воспитания – специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания.

Порядок создания классов совместного обучения и воспитания, порядок организации образовательного процесса в них определяются Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

5.14. Организация образовательного процесса в Учреждении при реализации образовательных программ общего среднего образования может быть основана на дифференциации их содержания с учетом образовательных потребностей и интересов учащихся, обеспечивающей изучение отдельных учебных предметов, модулей соответствующей образовательной программы общего среднего образования на базовом, повышенном уровне, в том числе в рамках профильного обучения.

Базовый уровень изучения учебного предмета, модуля – изучение содержания соответствующего учебного предмета, модуля, которое является обязательным в соответствии с учебной программой по этому учебному предмету, модулю.

Повышенный уровень изучения учебного предмета, модуля – изучение содержания соответствующего учебного предмета, модуля, которое включает в себя базовый уровень изучения этого учебного предмета, модуля с углублением и (или) расширением его содержания.

Профильное обучение – целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности учащихся на III ступени общего среднего образования на основе индивидуализации при изучении учебных предметов, модулей, в том числе учебных предметов, модулей, изучаемых на повышенном уровне, учебных предметов, модулей с профессиональной ориентацией содержания (профильных учебных предметов, модулей), проведении факультативных занятий, содержание которых связано с определенным видом профессиональной деятельности (педагогической, аграрной, патриотической и иной).

5.15. Учащиеся по медицинским и иным основаниям могут быть освобождены от изучения отдельных учебных предметов. Перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от изучения отдельных учебных предметов, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Иные основания для освобождения учащихся от изучения отдельных учебных предметов устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.

5.16. В I - IV классах, а также в классах интегрированного обучения и воспитания, классах совместного обучения и воспитания, изучение учебных предметов осуществляется на базовом уровне. В V – IX классах может осуществляться изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках образовательной программы базового образования. В X – XI классах может осуществляться изучение отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения при реализации образовательной программы среднего образования.

5.17. Формами организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования являются учебное занятие, занятие. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие. К учебным занятиям относятся урок, наблюдение, экскурсия, учебно-полевые сборы и иные учебные занятия.

К занятиям относятся дополнительно проводимые к учебным занятиям факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, коррекционные занятия (для учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития), занятия по физической реабилитации, практические занятия, общественно полезный труд, занятия специальных медицинских групп. Учебные занятия, занятия могут проводиться по сменам.

5.18. Ежедневное количество занятий определяется расписанием занятий, которое утверждается директором Учреждения. Продолжительность занятий, начало занятий и смен, продолжительность перерывов между занятиями утверждает директор Учреждения в соответствии с Санитарными нормами и правилами «Требования к учреждениям общего среднего образования» и «Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования» (далее – санитарные нормы и правила).

5.19. В соответствии с запросами учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся и возможностями Учреждения факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, профориентационной и иной направленности, а также могут способствовать физическому развитию учащихся, совершенствованию их двигательной активности.

По решению руководителя Учреждения стимулирующие занятия могут целенаправленно выделяться для подготовки учащихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам, распределяться неравномерно в течение учебного года.

5.20. В Учреждении для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, развития у них творческих способностей могут открываться группы продленного дня для учащихся I–IX классов, положение о которых утверждается Министерством образования Республики Беларусь. Решение о наполняемости группы продленного дня в Учреждении принимается Учредителем или уполномоченным им органом.

5.21. Прием (зачисление) лиц в Учреждение для освоения содержания образовательной программы начального образования осуществляется по достижении этими лицами на начало учебного года возраста шести лет или по желанию одного из законных представителей несовершеннолетнего лица с более позднего возраста. По заявлению одного из законных представителей несовершеннолетнего лица при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году.

Прием (зачисление) лица, достигшего возраста четырнадцати лет, в Учреждение для получения общего среднего образования осуществляется на основании его заявления и с согласия одного из его законных представителей при предъявлении свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, медицинской справки о состоянии здоровья, справки об обучении, если иное не установлено Кодексом Республики Беларусь об образовании. От имени несовершеннолетнего лица заявление может быть подано его законным представителем.

Порядок приема (зачисления) лиц для освоения содержания образовательной программы среднего образования, образовательной программы среднего образования с изучением отдельных учебных предметов, модулей на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения, осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Правилами приема лиц для получения общего среднего образования в средних школах.

5.22. Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать Учреждение, создаются условия для освоения содержания образовательной программы общего среднего образования на дому.

Порядок организации освоения содержания образовательных программ общего среднего образования на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь. Решение об освоении содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому, организации учебных занятий на дому или на дому и в Учреждении принимается Органом управления, на основании заявления учащегося, законного представителя несовершеннолетнего учащегося и заключения врачебно-консультационной комиссии.

5.23. Язык обучения и воспитания в Учреждении – белорусский.

5.24. При получении общего среднего образования изучение белорусского, русского и одного из иностранных языков обучающимися, кроме отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития, является обязательным. Категории лиц с особенностями психофизического развития и порядок изучения ими языков определяются Министерством образования Республики Беларусь. Порядок изучения белорусского и русского языков иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, определяется Министерством образования Республики Беларусь.

5.25. Обязательным для изучения в Учреждении иностранным языком является английский. Для учащихся V-XI классов, зачисленных в Учреждение и ранее не изучавших обязательный иностранный язык, изучение иностранного языка организуется в соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.

5.26. Учащиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, кроме экстернов, проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию по учебным предметам учебного плана Учреждения.

Экстерны проходят аттестацию в порядке экстерната.

При проведении промежуточной и итоговой аттестации осуществляется оценка поведения учащихся, которая выражается следующими характеристиками: «примерное», «удовлетворительное», «неудовлетворительное». Критерии оценки поведения учащихся определяются Министерством образования.

5.27. Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования проводится по результатам итоговой аттестации по завершении учебных занятий в учебном году и итоговых испытаний по отдельным учебным предметам, модулям.

Перечень учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, виды, формы и сроки проведения итоговых испытаний ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования.

5.28. Итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования проводится по результатам итоговой аттестации по завершении учебных занятий в учебном году и итоговых испытаний по отдельным учебным предметам, модулям.

Учащиеся проходят итоговые испытания в виде централизованного экзамена.

Перечень учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, виды, формы и сроки проведения итоговых испытаний, в том числе основной и иной сроки, резервные дни проведения централизованных экзаменов, ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования.

5.29. Трудовая деятельность учащегося может включать общественно-полезный труд, сферу социальной помощи, временное трудоустройство, работу в различных формах трудовых объединений в течение учебного года и во время каникул.

5.30. В целях выявления и развития интересов и способностей учащихся, оказания психологической и социальной помощи для участников образовательного процесса создается социально-педагогическая и психологическая служба. Педагог-психолог и педагог социальный осуществляют свою деятельность в порядке, определенном Министерством образования Республики Беларусь.

5.31. Питание обучающихся в Учреждении организуется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, санитарными нормами и требованиями, другими нормативными документами по графику, утвержденному директором Учреждения.

5.32. Подвоз обучающихся организуется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, другими нормативными правовыми документами.

5.33. Медицинская помощь обучающимся оказывается в соответствии с установленным законодательством по месту нахождения Учреждения.