Рекомендации психолога для членов комиссии по сдаче выпускных экзаменов
- Экзамен необходимо проводить в хорошо проветренном помещении.
- Заранее разрешить учащимся войти в класс, чтобы они комфортно разместились
- Продемонстрировать экзаменующимся свое хорошее и доброжелательное отношение к ним (улыбнуться, поприветствовать их, пошутить), т.к. в данный момент они испытывают не просто напряжение, а возможно и стресс.
- Выразить свою уверенность в том, что все учащиеся хорошо сдадут выпускной экзамен, настроить их на хороший результат: ведь они работали на этот результат все предыдущие годы учебы.
- Перед устным экзаменом необходимо объяснить экзаменующимся, что состояние «Я все забыл» - это нормальное психическое состояние, т.к. большой объем информации не может размещаться в оперативной памяти человека, переходит в долговременную. А в критический момент происходит активизация воспроизведения необходимой информации (человек вспоминает).
- После инструктажа следует убедиться в том, что все учащиеся правильно поняли инструкцию по выполнению задания и поведения во время сдачи выпускного экзамена.
- Необходимо заранее (за 10-15 минут до завершения экзамена) сообщить экзаменующимся об истечении заданного времени, чтобы не травмировать ребенка и не усугублять стрессовую ситуацию.
- Члены комиссии должны проявить терпимость, тактичность, корректность во время принятия устного экзамена (дать возможность учащемуся изложить свой ответ, не стоит его прерывать; уточняющие вопросы следует задавать после ответа).
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА УЧИТЕЛЯМ
ПО АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ
К ШКОЛЕ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е. Систематически проводить индивидуальную работу с детьми, имеющими трудности в адаптации.
- обеспечить своевременную смену видов деятельности;
- не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
- отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.
2. Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении: леворукие, синдром гиперактивности, застенчивость, неврозы и т. п.
3. Включать детей, занимающих низкое статусное положение в группе сверстников, в общественно значимую деятельность, повышая их авторитет и самооценку.
4. Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми и обеспечить максимально возможную преемственность в методах работы учителя и воспитания.
5. Используйте активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально - психологического климата.
6. Знание психологических особенностей детей 6-го года жизни (включая изменения, происходящие в период кризиса 7 лет) - залог наиболее эффективного взаимодействия с учащимися.
7. Помогите детям организовать свою деятельность, повторяйте последовательность действий из урока в урок.
8. Просите повторить задание самых невнимательных учеников, но не в качестве наказания.
9. Поощряйте детей задавать вопросы, если что-то непонятно. Снисходительно относитесь к тому, что первоклашки склонны спросить одно и тоже несколько раз.
10. Используйте игровые приемы, специальные развивающие игры. Чаще всего в 6 лет игра всё ещё остается ведущим видом деятельности.
11. Организуйте личное общение с каждым учеником своего класса; будьте в курсе их радостей и переживаний.
12. Постоянно подвергайте анализу свою деятельность, ведите поиски новых эффективных методов, приемов обучения, используйте метод сотрудничества и приемы дифференцированного обучения.
Помните, что шестилетка - маленький человек в зоне перехода, весь устремленный в будущее, который имеет право на счастье и уважение своего сложного внутреннего мира со стороны взрослых. Ребенок - равное нам существо, что он не готовится к жизни, а живет полнокровной жизнью, возможно гораздо более насыщенной и интересной чем наша.