25.11.2021 г. 8-11 классы «ГОРДОСТЬ ЗА БЕЛАРУСЬ! ВСЕГДА НА СВЯЗИ!»
22-26.11.2021 г. 5-7 классы «Я и школа» Открытый микрофон «Наша школа 10 лет спустя»
28.10.2021 г. 8-11 классы «Гордость за Беларусь. Здоровье каждого из нас – главная ценность»
22-29.10.2021 г. 5-7 классы «Я и семья»Фотоальбом «Семейные династии Беларуси»
23.09.2021 г. 8-11 классы «Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны»
20-28.09.2021 г. 5-7 классы Дискуссия «Правила счастливого человека»
25.05.2021 г. 5-7 классы «Семья – опора государства, оплот свершений и побед»
13.05.2021 г. 8-11 классы «Смотри и помни» (к 80-летию со дня начала Великой Отечественной войны)
08.04.2021 г. 8-11 классы «О духовных и нравственных ценностях: диалог поколений»
28.01.2021 г. 5 - 7 классы «Я и Закон» и 8 – 11 классы «Белорусская наука: в ногу со временем»
26.11.2020 «Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность»,«Я и школа»
24.09.2020 «Активный гражданин: мои поступки – моя ответственность»
26.03.2020 г. Мы – граждане мирной и созидательной страны» (День Конституции Республики Беларусь)
23.01.2020г. «Ганаруся сваімі славутымі землякамі”
19.12.2019г. «Традиции моей страны. Безопасное и ответственное поведение – наш осознанный выбор»
28.11.2019 Независимая и процветающая Беларусь. Мы сделали это вместе
24.10.2019 Единый день информирования «Я - будущий избиратель»
26.09.2019 “Беларусь - краіна міру, сяброўства і добрасуседства”
23.05.2019г. - Информационный час на тему «Беларусь спортивная»
21.03.2019г. - "Я – гражданин Республики Беларусь"
28.02.2019г. - "Почётное звание-защитник Отечества"
24.01.2019г. - "Беларусь сегодня: сохраняя и приумножая добрые традиции"
27.09.2018г. - "Беларусь. Социально-экономические и общественно-политические события сентября"
25.10.2018г. - диалог учащихся с Иваном Николаевичем Антоновичем, директором ОАО «Новая Припять»
20.12.2018г. - "Будущее Беларуси - это мы"
Темы единого дня информирования
в «Школе активного гражданина» («ШАГ»)
на 2020/2021 учебный год
№ |
Дата проведения |
Тема единого дня информирования |
1 |
24.09.2020 |
«Моя Беларусь: независимость, суверенитет, справедливость» |
2 |
22.10.2020 |
«Мы за мир! Беларусь – региональная миротворческая площадка» |
3 |
26.11.2020 |
«Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность» |
4 |
17.12.2020 |
Вариант 1. «Я вырос здесь – и край мне этот дорог» (достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни; наши достижения за Годы малой Родины») Вариант 2. «Я родным краем ганаруся і ведаю я не адзiн» (достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни; наши достижения за Годы малой Родины») Вариант 3. «Марафон добрых дел: наш вклад в развитие малой родины» (2018-2020 – Годы малой Родины в Беларуси») |
5 |
28.01.2021 |
«Успеть за будущим. Цифровая экономика – национальная стратегия Республики Беларусь» |
6 |
25.02.2021 |
Вариант 1. «Слава твоя бессмертна, воля несокрушима!» (День защитников Отечества и Вооруженных сил Республики Беларусь) Вариант 2. «Вооружённые силы моей страны: история, традиции, современность» |
7 |
25.03.2021 |
«Счастье Родины – мир и свобода, нерушимы они, как гранит» (День Конституции Республики Беларусь) |
8 |
22.04.2021 |
«Чернобыль: судьбы, события, память» (35 лет с момента аварии на Чернобыльской атомной электростанции) |
9 |
20.05.2021 |
Вариант 1. «Есть в каждой победе твоей и моей весна сорок пятого года» Вариант 2. «Помнить ради будущего» Дополнительно: «Беларусь – спортивная страна» (юбилейный 85-й чемпионат мира по хоккею с шайбой, 7 – 23 мая) |
Рекомендации по реализации образовательного проекта «ШАГ»
(«Школа Активного Гражданина») для учащихся V–VII классов учреждений
общего среднего образования
В развитие проекта «Школа Активного Гражданина», который
успешно реализуется в VIII–XI классах учреждений общего среднего
образования с 2018/2019 учебного года, в 2020/2021 учебном году начинается
реализация одноименного образовательного проекта для учащихся V–VII
классов.
Ключевая идея проекта
Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию
ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей
семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.
Целевые установки мероприятий проекта для учащихся V–VII классов
определяются содержанием девяти тематических блоков, лежащих в основе
гражданской компетентности:
«Я» + «Я и Школа» + «Я и Семья» +«Я и Малая родина» + «Я и Закон»
+ «Я и Общество» + «Я и Природа» + «Я и Культура» + «Я и Планета» =
«Я – активный гражданин Республики Беларусь».
Тематический блок Характеристики гражданской компетентности
«Я» Активный гражданин стремится к саморазвитию,
самообразованию и самовоспитанию
«Я и Семья» Активный гражданин ценит и уважает институт брака и семьи, он
– ответственный семьянин
«Я и Школа» Активный гражданин осознает себя членом сообщества,
стремится сочетать личные и общественные интересы, хорошо
воспитан, дисциплинирован, умеет дружить, стремится к новым
знаниям
«Я и Малая родина» Активный гражданин неравнодушен к тому, что происходит в его
ближайшем окружении, и готов прикладывать усилия, чтобы мир
рядом с ним становился лучше
«Я и Закон» Активный гражданин знает, уважает и соблюдает Закон
«Я и Общество» Активный гражданин социально активен, гордится народом своей
страны, осознает себя его представителем, стремится реализовать
себя в профессии, чтобы трудиться на благо общества
«Я и Природа» Активный гражданин осознает ценность и уязвимость природы,
стремится к ее сохранению и защите
«Я и Культура» Активный гражданин знает и ценит культурное наследие своей
страны
«Я и Планета» Активный гражданин политически грамотен, толерантен,
обладает широким кругозором
Организационно-методические особенности проекта
Мероприятия проекта «Школа активного гражданина» для учащихся
V–VII классов проходят один раз в месяц в рамках классного часа (четвертый
классный час месяца).
Тема классного часа определяется каждым классным руководителем
для своего класса в рамках вышеуказанных тематических блоков:
Месяц Тематический блок Месяц Тематический блок
Сентябрь «Я» Январь «Я и Закон»
Октябрь «Я и Семья» Февраль «Я и Общество»
Ноябрь «Я и Школа» Март «Я и Природа»
Декабрь «Я и Малая родина» Апрель «Я и Культура»
Май «Я и Планета»
Содержание классного часа определяется классным руководителем с
учетом характеристик гражданской компетентности:
Тематический блок Характеристики гражданской компетентности
«Я» Активный гражданин стремится к саморазвитию, самообразованию и
самовоспитанию.
В фокусе обсуждения:
позитивное отношение к окружающему миру, творческая и социальная
инициатива; способность к критическому осмыслению своих сильных и
слабых сторон; умение взглянуть на себя со стороны; умение входить в
положение других людей, понимать их чувства, мотивы поведения,
прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых
различных жизненных ситуациях; умение выходить из сложных
жизненных ситуаций; осознанное отношение к своему здоровью;
потребность в самообразовании; воспитание морально-волевых
качеств; ценность человеческой жизни; справедливость, бескорыстие,
милосердие, доброжелательность, способность к сопереживанию
«Я и Семья» Активный гражданин ценит и уважает институт брака и семьи, он –
ответственный семьянин.
В фокусе обсуждения:
семья и семейные традиции, ценности семейных отношений, семейная
дипломатия, обязанности и права в семье, гордость, уважение, чувство
любви к своей семье, родителям, родственникам, уважение к
нравственному опыту представителей старшего поколения, умение
держать данное слово, забота о своей семье
«Я и Школа» Активный гражданин осознает себя членом сообщества, стремится
сочетать личные и общественные интересы, хорошо воспитан,
дисциплинирован, умеет дружить, стремится к новым знаниям.
В фокусе обсуждения:
школа и ее традиции, значимость участия в жизни класса, школы,
уяснение своих прав и обязанностей, ученическое самоуправление,
актив класса, законы класса для дружной и успешной жизни
коллектива, «банк добрых дел», коммуникативные навыки, дружба,
товарищество, коллективизм, умение работать в группе и паре,
сотрудничество, умение находить выход из спорных ситуаций,
сочетание личных и общественных интересов, дисциплина и культура
поведения, доброжелательность, уважение друг к другу, стремление к
познанию
«Я и Малая родина» Активный гражданин неравнодушен к тому, что происходит в его
ближайшем окружении, и готов прикладывать усилия, чтобы мир рядом
с ним становился лучше.
В фокусе обсуждения:
значение малой родины в жизни каждого человека, знание своих
корней, любовь к родной земле, осознание значимости своей
деятельности для процветания и развития малой родины, чувство
ответственности и гордости за свой край, историко-культурное и
духовное наследие
«Я и Закон» Активный гражданин знает, уважает и соблюдает Закон.
В фокусе обсуждения:
правовая культура, уважение к закону, правопорядку, нравственноправовым нормам и окружающим людям; права, обязанности и
ответственность детей согласно законодательству Республики
Беларусь; «шалость», «проступок», «преступление»,
«правонарушение», представление о последствиях противоправных
деяний, чувство ответственности за свои поступки
«Я и Общество» Активный гражданин гордится народом своей страны, осознает себя его представителем, социально активен, стремится реализовать себя в
профессии, чтобы трудиться на благо общества.
В фокусе обсуждения:
любовь к Родине, патриотизм, осознание того, что долг каждого
гражданина – защита своего Отечества; позитивное отношения к себе и
к окружающему миру, соблюдение норм и правил поведения во время
общения с окружающими в общественных местах, активная
общественная позиция
«Я и Природа» Активный гражданин осознает ценность и уязвимость природы,
стремится к ее сохранению и защите.
В фокусе обсуждения:
любовь к природе и бережное отношение к ней и ее богатствам,
понимание красоты, неповторимости природы, экологическая
безопасность, экологическая ответственность, экологическая
грамотность, участие в экологической деятельности
«Я и Культура» Активный гражданин знает и ценит культурное наследие своей страны.
В фокусе обсуждения:
ценностное отношение к обычаям, традициям, своего народа, своей
семьи; понятие о внешней и внутренней культуре, национальная
культура, сохранение культурного и исторического наследия,
самореализация в творческой деятельности
«Я и Планета» Активный гражданин политически грамотен, толерантен, обладает широким кругозором.
В фокусе обсуждения:
бережное отношение к окружающему миру, к себе, к межличностным
отношениям со сверстниками и взрослыми, готовность к социальным
действиям в соответствии с нормами, принятыми в мировом
сообществе.
Форма проведения классного часа в рамках проекта «ШАГ» также
выбирается классным руководителем самостоятельно с учетом возраста
учащихся, особенностей и потребностей классного коллектива, сложившихся
традиций, имеющихся ресурсов. Например, для учащихся VII класса можно
организовать следующие мероприятия:
Тематический блок Форма проведения классного часа и его тема
«Я» Дискуссия «Правила счастливого человека»
«Я и Семья» Фотоальбом «Cемейные династии Беларуси»
«Я и школа» Открытый микрофон «Наша школа 10 лет спустя»
«Я и Малая родина» Обзор «Моя малая родина вчера, сегодня, завтра»
«Я и Закон» Круглый стол «Закон суров, но это – Закон!»
«Я и Общество» Диалог-спор «Молодежные субкультуры: самовыражение или
протест?»
«Я и природа» Акция «У природы есть друзья – ты и я»
«Я и Культура» Арт-проект «Наши путешествия по Беларуси»
«Я и Планета» Информ-дайджест «Беларусь на карте мира»
Таким образом, конкретизация форм, методов, содержания
мероприятий – компетенция учреждения образования. Такой подход
позволит обеспечить учет образовательных запросов и мнений всех
участников образовательного процесса, учет организационных условий
проведения мероприятий, что является важным фактором эффективности
проекта «Школа Активного Гражданина». Организаторами мероприятий
проекта выступают классные руководители V–VII классов, координирует
деятельность заместитель директора по воспитательной работе. По
возможности на мероприятия проекта рекомендуется приглашать гостей,
личный пример которых позволит визуализировать характеристики
гражданской компетентности.
Мероприятия проекта отражаются в плане воспитательной работы
классного руководителя, по результатам проведения фиксируются в
классном журнале:
Дата проведения Содержание работы Количество часов
25.11. «Школа Активного Гражданина»: открытый 1
микрофон «Наша школа 10 лет спустя»
Концепция проекта «ШАГ» («Школы Активного Гражданина»)
В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году» каждый четвертый четверг месяца для учащихся IX-XI классов будет организован единый день информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон. В течение учебного года каждое учреждение образования осуществит девять тематических ШАГов. Каждый ШАГ предполагает последовательное формирование знаний, умений, личностных качеств, убеждений, лежащих в основе гражданской компетентности.
В «Школе Активного Гражданина» формируется готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и т.д.), готовность самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия. Основная задача – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества.
Информационную поддержку данного мероприятия осуществляет Республиканское унитарное предприятие «Белорусское телеграфное агентство» (БелТА).
Структуру мероприятия составляют три взаимосвязанных содержательных блока:
ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ». Целевая установка – информировать учащихся.
ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Целевая установка – развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам развития гражданского общества.
ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Целевая установка – формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны (компетенция социального действия).
В ходе реализации ШАГа 1 «МЫ УЗНАЁМ» ведущий ток-шоу (учитель, педагог-организатор, заместитель директора) информирует учащихся в соответствии с заданной темой. На данном этапе для участия в представлении информации можно привлечь учащихся (лидеров детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления). Рекомендуемое время реализации ШАГа 1 – 15 минут.
ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» можно реализовать двумя способами. При наличии приглашенных гостей (представителей государственных органов власти, местных органов управления, депутатов) можно использовать технологию «100 вопросов ко взрослому: события, факты, комментарии». Информация о данной технологии размещена на сайте Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-vospitatelnoy-raboty-i-molodezhnoy-politiki/upravlenie-raboty/informatsionno-analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/index.php. В ходе общения с гостем учащиеся задают заранее подготовленные вопросы в фокусе темы единого дня информирования. Возможен вариант онлайн-встречи (при наличии технического обеспечения).
При отсутствии специально приглашенного гостя ведущий ток-шоу организует с учащимися обсуждение с опорой на вопросы, сформулированные в соответствии с основными блоками информации, представленной на первом этапе мероприятия. Рекомендуемое время реализации ШАГа 2 – 20 минут.
В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся на основе анализа полученной информации делают выводы, делятся опытом деятельности по реализации социальных проектов и инициатив, вносят предложения по участию в общественной жизни своего региона, своей малой родины. Рекомендуемое время реализации ШАГа 3 – 10 минут.