Психосоциальное анкетирование

ПСИХОСОЦИАЛЬНОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРЕДМЕТ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ, НАРКОТИЧЕСКИХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ                                        

 

Сложившаяся в Республике Беларусь ситуация, связанная с распространенностью употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов (далее – ПАВ) подростками и молодежью, объясняет актуальность проблемы осознания обществом в целом и педагогической общественностью в частности необходимости своевременного выявления обучающихся, имеющих риск формирования зависимого поведения, с целью оказания им своевременной и необходимой помощи и поддержки.

Согласно Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, одной из приоритетных задач, стоящих перед системой образования, является формирование психологической устойчивости к зависимым формам поведения и антинаркотического барьера как отрицательного отношения к употреблению ПАВ.

Специалисты правоохранительных органов и здравоохранения критерием склонности индивида к формированию химической зависимости считают личный опыт потребления ПАВ. Перед системой образования поставлена задача – выявить склонность к формированию химической зависимости у обучающихся до момента первой пробы ПАВ.

С этой целью рекомендуется проведение психосоциального анкетирования обучающихся на предмет употребления ПАВ, начиная с 11-летнего возраста.

Аддиктивное поведение (addiction – пристрастие, пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Химическая зависимость – синдром, сочетающий физиологические, поведенческие и когнитивные явления, при котором употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей индивида. Основной характеристикой синдрома химической зависимости является потребность (часто сильная, иногда непреодолимая) принять психоактивное вещество для достижения состояния психического комфорта. Синдром выражается в постоянных мыслях о психоактивном веществе, подавленности, подъеме настроения в предвкушении его приема.

Психоактивные вещества – различные по химической структуре и предназначению средства промышленной и бытовой химии, медицинские препараты, пищевые продукты и многие другие вещества, при попадании в организм способные влиять на психические функции головного мозга человека, т.е. изменять настроение, поведение, память, восприятие реальной действительности.

Склонность – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.

Первичная профилактика – это действия, направленные на недопущение первых проб, предупреждение распространения потребления ПАВ. Включает раннее выявление лиц имеющих риск формирования зависимого поведения, мотивационное консультирование детей и подростков, направленное на изменение дезадаптивных форм поведения, семейное консультирование.

Вторичная профилактика – действия, направленные на предупреждение формирования заболевания у лиц, имеющих эпизоды злоупотребления ПАВ. Включает формирование у несовершеннолетних мотивации к обращению за наркологической медицинской помощью.

Известно, что на формирование зависимого поведения индивида влияет комплекс факторов – биологических, психологических, социальных. Так как биологический риск может быть выявлен специалистами здравоохранения, для системы образования важным становится выявление психологического и социального (семейного, ближайшего окружения, образовательного) факторов риска. Приведем их обзор:

  • психологический фактор риска:

- поведенческий (недостаток самоконтроля; проблемы (трудности) в межличностном общении; чрезмерная критичность и агрессивность в отношении окружающих; неспособность к принятию решений; склонность к рискованному поведению; привычка уклоняться от жизненных трудностей; деструктивные стратегии копинг-поведения; личный опыт проб ПАВ);

- мотивационно-потребностный (любопытство; высокая потребность в поиске ощущений; разрыв между высоким уровнем притязаний и возможностью их реализации);

- эмоциональный (низкая фрустрационная толерантность; тревожно-мнительные черты характера; частое и длительное пребывание в депрессивных состояниях; гедонистическая установка по отношению к ожидаемым эмоциональным переживаниям; стремление избегать нежелательных эмоциональных состояний и скуки; импульсивность, нарушения привязанности; алекситимия);

- характерологический (неустойчивый, эпилептоидный и гипертимный типы акцентуаций характера);

- когнитивный (проблема интересов; низкий интеллектуальный уровень; высокий интеллектуальный уровень);

- Я-концепция (неадекватная самооценка; низкое самоуважение; комплекс неполноценности);

  • семейный:

- в области реализации семейных функций (отсутствие согласованных семейных ценностей и целей, ясных социальных норм и правил; насилие в семье; снижение функции социального контроля; неуважительные, взаимоотвергающие отношения в семье; невовлеченность членов семьи в жизнь друг друга, отсутствие общих интересов, увлечений);

- в области супружеских взаимоотношений (затяжные, стойкие конфликты между родителями; втягивание ребенка в супружеские конфликты);

- в области родительско-детских отношений (гипер- и гипопротекция; недостаточность и противоречивость требований, предъявляемых к подростку; неустойчивость и противоречивость стиля воспитания; конфликтность отношений, отсутствие доверия и сотрудничества, директивность и вспыльчивость; низкий авторитет родителей в глазах подростка; чрезмерная концентрация родителей на ребенке либо дистанцирование от него; недостаточная или патологическая привязанность, неадекватный контроль за ребенком);

  • ближайшего окружения (наличие в ближайшем окружении подростка лиц, употребляющих ПАВ или лиц с девиантным поведением; одобрение наркотизации в ближайшем окружении подростка; отчуждение или конфликтные отношения со сверстниками; принадлежность к «отвергнутым», пребывание в группе, где употребляют ПАВ);
  • образовательный (хроническая академическая неуспеваемость; конфликтные отношения с педагогами и сверстниками; частая смена учреждений образования; общественная пассивность; частые прогулы, пропуски занятий) [2].

Психосоциальное анкетирование является важной составляющей профилактики зависимого поведения среди обучающихся. Основная цель психосоциального анкетирования – выявлять среди обучающихся лиц, предрасположенных к формированию химической зависимости, и на основе полученных данных организовывать соответствующую профилактическую работу, эффективную психолого-педагогическую поддержку и сопровождение обучающегося.

Основными задачами организации психосоциального анкетирования на предмет употребления ПАВ являются:

- получение объективных данных распространенности потребления ПАВ среди обучающихся;

- определение «группы риска» из числа обучающихся для проведения вторичной профилактики;

- повышение мотивации обучающихся «группы риска» на необходимость прохождения медицинского осмотра.

Процедура психосоциального анкетирования

Психосоциальное анкетирование проводится не реже одного раза в год. Рекомендуемый период проведения – начало учебного года (до 1 ноября).

Психосоциальное анкетирование проводится на основе использования верифицированных тестов-анкет, позволяющих выявить у обучающегося склонность к формированию химической зависимости.

Объектом диагностики являются три возрастные группы обучающихся:

старшая группа –16-18 лет;

средняя группа – 14-15 лет;

младшая группа – 11-13 лет.

Анкетирование не может осуществляться анонимно, а должно содержать сведения об обучающемся и его возрасте.

Анкета заполняется респондентом самостоятельно в письменной форме.

Руководителем учреждения образования и службой СППС  обеспечивается конфиденциальность полученных результатов психосоциального анкетирования.

Результаты анкетирования индивидуально доводятся до сведения родителей (законного представителя) и обучающихся (статья 34 Кодекса Республики Беларусь об образовании).

При получении положительного результата обучающегося вместе с родителями в обязательном порядке направляют в профильную организацию здравоохранения для проведения медицинского осмотра.

 

АНКЕТА

для раннего выявления родителями зависимости у подростков

 

Вопрос

Балл

I

Обнаруживали ли вы у своего сына (дочери):

 

1

Снижение успеваемости в течение последнего года?        

50

2

Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе?

 

50

3

Потерю интереса к спортивным и другим внеучебным мероприятиям?

50

4

Частую, непредсказуемую смену настроения?

50

5

Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить?       

 

50

6

Частые простудные заболевания?

50

7

Потерю аппетита, похудание?

50

8

Частое выпрашивание денег?

50

9

Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям?

 

50

10

Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни?

50

11

Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание музыкальных записей?

 

50

12

Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения?

50

13

Гнев, агрессивность, вспыльчивость?

50

14

Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма?

100

15

Резкое снижение успеваемости?

100

16

Татуировки, следы от ожогов сигаретой, порезы на предплечьях?

100

17

Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией?

 

100

18

Нарушения памяти, неспособность мыслить логически?

100

19

Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п.?   

100

20

Нарастающую лживость?

100

21

Чрезмерно расширенные или суженные зрачки?

200

22

Значительные суммы денег без известного источника дохода?

300

23

Частый запах спиртного?

300

24

Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей?

 

300

25

Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п.?

300

26

Состояние опьянения без запаха спиртного?

300

27

Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов?        

300

II

Слышали ли вы от своего сына (дочери):

 

1

Высказывание о бессмысленности жизни?

50

2

Разговоры о наркотиках?

100

3

Отстаивание своего права на употребление наркотиков?

200

III

Сталкивались ли вы со следующим:

 

1

Пропажей лекарств из аптечки?

100

2

Исчезновением денег, ценностей, книг, одежды и т.д.?

100

IV

Случалось ли с вашим сыном (дочерью):

 

1

Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.д.?

 

100

2

Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения?        

100

3

Совершение кражи?

100

4

Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков?

 

300

5

Совершение других противоправных действий, происходящих в состоянии опьянения (в том числе алкогольного)?        

 

100

 

Если вы обнаружили более 10 признаков и их сумма превышает 2000 баллов, можно с высокой вероятностью предположить наличие у вашего сына (дочери) химической зависимости.